В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понятием коррупции охватывается любое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Основные права и обязанности работодателя определены в статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации, в круг которых входит также заключение, изменение и расторжение трудовые договоры с работниками, поощрение работников за добросовестный эффективный труд, привлечение работников к дисциплинарной и материальной ответственности, соблюдение трудового законодательства, обеспечение работникам равной оплаты за труд равной ценности.

Работодатель за действия, нарушающие трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, одновременно направленные на получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, но не влекущие при этом уголовно наказуемого деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, понесет ответственность по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Например, прием на работу лица, приходящегося родственником руководителю учреждения, не соответствующего уровню квалификации по занимаемой должности. Если нарушение трудового законодательства при приеме на работу не связано с предоставлением поддельных документов, не повлекло причинение ущерба учреждению, должностное лицо понесет ответственность по статье 5.27 КоАП РФ.    

Другим примером может служить начисление и оплата стимулирующих выплат работнику, в котором работодатель заинтересован, в большем размере, чем другим работникам при одинаковых условиях.     

В силу статей 23.12, 28.4 КоАП РФ правом на возбуждение дела об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ обладают должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральная инспекция труда), и прокурор.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения по статье 5.27 КоАП РФ составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.